Monday, May 16, 2016

Байкал на коньках

Тут что-то всё так активно закрутилось-завертелось, что я совсем не успел поделиться впечатлениями о мега-классной поездке на Байкал. А ведь уже два месяца прошло, поэтому пора.


Ледяной Байкал – это совершенно магическое место! Я так до конца и не понял почему, но точно в этом уверен. И, наверное, не в красоте дело и не в азиатской пустынности и свободе, которые мне очень нравятся. Скорее всего, дело в контрастах, которые постоянно возникали в течение этой поездки (а основную часть из двух недель мы провели едя по озеру на туристических коньках). В первую очередь, конечно же, сказалась температурная разница между тёплой и влажной западной Европой и суровой Сибирью. Я сел в самолёт при +10С и вышел при -28С.



Кроме этого, на протяжении всей поездки контрастность проявлялась в мелочах. Пока мы ехали из Иркутска к побережью Байкала, я настраивался на жёсткую ночёвку. Хоть мне ещё в аэропорту сказали, что можно расслабиться и что в первую ночь мы живём не в палатках, а на какой-то туристической базе, я всё равно настраивался. Это состояние поддерживалось резко отрицательной температурой за бортом маршрутки и пустынными пейзажами с редкими и полными разрухи следами человека. Когда мы приехали к побережью, то оказались в предельно люксовой по местным меркам (хотя и по неместным тоже) базе отдыха. С отличными домиками, катком, баней, вкусной кухней и приятными работниками, гриль-беседкой и всеми остальными благами (но за пределами базы оставалась всё та же разруха). Даже температура воздуха была всего лишь -11С. Я такого совершенно не ожидал. Вообще, с температурой на протяжении всего похода творились какие-то чудеса. Она всё время была не ниже -11С. Почему-то я этому верил, хоть некоторыми вечерами промерзал даже у костра. А днём на солнце потел без куртки. Наверное, мы не умеем измерять. Уже после похода, в Минске, Антон пролистал архив погоды и выяснил, что ночами было до -20С, что, впрочем, для тех мест тоже не холодно.



Контрастность проявлялась и в передвижении: вот ты несёшься на коньках 20 км/ч по безупречно гладкому льду, но не проходит 10 минут, и уже продираешься пешком через торосы. И совершенно невозможно предугадать сколько времени продлятся эта быстрая и медленная фазы. Качество льда меняется постоянно.



Но одно не меняется — лёд всегда пронизан трещинами. Глубокими, уходящими вниз в темноту, или мелкими, заканчивающимися в нескольких сантиметрах у поверхности льда. Длинными, до горизонта, у которых не видно ни начала, ни конца, или короткими, всего в несколько метров. Широкими, через которые нужно перепрыгивать, или толщиной с паутинку. Параллельными, пересекающимися, забитыми снегом с самой осени или появляющимися прямо у тебя под коньками с пугающим треском.



Треск льда на Байкале — это само по себе незабываемое шоу. Байкал постоянно трескается и булькает, особенно забавно лечь, приложить ухо ко льду и слушать. Главное, чтоб в этот момент не бабахнуло. Когда где-то образуется крупная трещина, раздаётся такой грохот, что хочется всё бросить и бежать. Кажется, что лёд ходит ходуном, береговые линии меняются, и ещё немного и всё живое погибнет. Но когда потом посмотришь вокруг, то ничего и не увидишь. Никаких разрушений, всё как и было. Один раз мы специально решили переночевать на льду, чтобы повнимательнее послушать звуки Байкала. С вечера выбрали место, где треск особенно хорош. Честно признаться, полночи не спали, было страшно.



Ещё нужно рассказать о ветре, он на Байкале разный. У него много названий в зависимости от того, с какой стороны и как он дует. Ты встаёшь на коньки в штиль и катишь вдаль, и вот уже через какой-нибудь час ты, сильно напрягаясь, медленно ползёшь при лёгком встречном ветре, ещё через два часа тебя сдувает «в море» боковым ветром, а потом начинает сильно дуть в лицо, и остаётся только снять коньки и идти пешком. Зато если задует в спину — это радость! Но при усилении ветра радость может быстро закончиться. Тогда чтобы ехать со скоростью 20 км/ч нужно просто стоять и не падать, а при особенно сильных порывах нужно тормозить и упираться всем телом, потому что быстрее 30 км/ч на кривом льду — это уже не смешно. При этом желательно постоянно следить за санками-волокушами, которые уезжают вперёд и входят в планетарный режим движения по околокруговой орбите с центром в тебе.



Каждый день наши переезды по льду заканчивались ночёвками на суше с посиделками у костра. Честно говоря, я уже от такого отвык. В Европе в горах и на скалах максимум, что можно позволить себе, это подержать джетбойл на коленках или собраться в тесном кругу друзей у тусклой газовой горелки. В многочисленных кемпингах с кострами тоже не ахти, не говоря уже про леса и всякие национальные парки. А костры — это, как известно, дело кроме того что тёплое, так ещё и душевное и всячески полезное. А там на Байкале места такие вокруг шаманские и буддистские. Поэтому я отдыхал. Одним словом, зимний Байкал на коньках очень рекомендую, отличное приключение!



А ещё я очень люблю рыбу, и она на Байкале, разумеется, в избытке. Многие из нас отъедались местным омулем, свежевыловленным аборигенами. А в те дни, когда надоедала бесконечная плоскость озера, мы лазили на прибрежные горы. Один раз нам надоело и это, и мы влезли в глубокую пещеру. Про всё это можно, как водится, почитать у Антона: часть 1, часть 2 и часть 3. И в конце вот ещё немного фоток.














P.S. Много полезной информации о походах по Байкалу на коньках можно найти тут.

2 comments: