Friday, December 5, 2014

Эйгер по "Миттеллеги"

Когда окончательно стемнело, мы корячились на склоне над ледником, прорубая дырку в снежном карнизе. Всё пошло не совсем так, как задумывалось. Уже два часа мы должны были быть в хижине Миттеллеги (3355м), стоящей на северо-восточном ребре Эйгера.

Скалы южной стены.

Но довольно короткий подход от станции Айсмер отнял неприлично много времени. На леднике и скалах лежал глубокий снег, и барахтаться по нему, местами по пояс, оказалось напряжно.

В скалах справа еле видны маленькие окошечки станции Айсмер (3160м). А сверху периодически сыпят лавины.


И вообще, откуда тут карнизы? Ерунда какая-то. Хотя, ноябрь уже, почему бы и не карнизы... А что ж будет в верхней части гребня? Ладно, доберемся до хижины — подумаем.

Вид на юг.


Хижина встретила неожиданным светом и наглухо заколоченными дверями и окнами. Вот уж вот, на тонком гребне посреди снега и скал стоит себе хижина, в которой уже несколько недель не было ни души. Стоит и светит в километровую пропасть лампочкой на крыльце. А ток из солнечных батарей берёт. Цивилизация! 

Пока я любовался этой красотой и далёкими огнями Гриндельвальда, Саша где-то надыбал лопату и откопал вход в “бивачную бочку”, прилепленную к гребню в десяти метрах ниже хижины. В этой уютной коморке со всеми удобствами, включая свет и газовую плитку, мы нашли как согреться, что поесть и где поспать. Особенно понравились казённые пуховые одеяла. Очень.

Вечер в бочке.


Подъём планировался ранний. Так, чтобы в первых лучах солнца выйти на маршрут. А собирались мы, как уже наверное понятно, взлезть на Эйгер (3970м) по северо-восточному гребню Миттеллеги (примерно 3Б). А потом спуститься с вершины по западному склону и там где-нибудь внизу заночевать. Ничего сверхсложного, хорошая горная вылазка и заодно закрытие сезона. Кстати, про то, как люди боролись с этим гребнем на заре альпинистской истории можно почитать тут. Очень рекомендую, интересно. 

От хижины стартанули на рассвете в 7:00, хотя, с учётом пологости первой части гребня, можно было бы и раньше. О количестве снега на маршруте и состоянии скал мы могли только догадываться, и догадки эти были не очень обещающими. Ещё вечером мы решили, что с утра просто пойдём и "пощупаем" маршрут, и если что — то сразу назад и вниз, мы ж не дураки убиваться. Короче, как обычно.

Хижина Миттеллеги.


Бодро прошагав первые полчаса по глубокому снегу, я обернулся назад и заметил, что всё ещё стою недалеко от хижины. Посмотрел на Сашу — он был полон боевого духа и рвался вперёд.

Гребень Миттеллеги, вид почти от хижины.


Ещё час по заснеженному гребню с микрокарнизами, какими-то неуютными скалами, где вроде и несложно, но и взяться не за что — всё снегом забито, и лететь есть куда. Сванская страховка, куртки долой, дыхание, пульс — все дела, только вперёд и вверх!


Вот уже и первый скальный взлёт с фиксированными тросами. Хватаемся за них не стесняясь, ведь нужно бежать быстро, световой день короткий.

А вокруг красота! Слева — пропасть южной стены и вечные льды, справа — в два раза большая пропасть северо-восточной стены и альпийские луга. А сверху — вертолёт спасателей, летает над нами туда-сюда, что-то высматривает.  

Северо-восточная стена.



Вот уже и обед почти. Остановились отдохнуть, обернулись, хижина — рукой подать. Я даже расстроился, лезем-лезем, а никуда не прилезли. Если в начале маршрута мы надеялись вылезти на вершину к обеду, то сейчас пришлось скорректировать планы — нужно вылазить к 16:00.


А потом посмотрели вперёд — а там крутой взлёт на фоне неба и за ним ничего не видно, наверное и вершина уже где-то рядом. Только почему-то не помним как пролезли Большой жандарм, который условно обозначает половину маршрута. Ну ничего, наверное проскочили просто.



Психологическая станция.
А рельеф становился всё противнее и противнее, напрягал и пугал. Хорошо, что на скалах иногда висели фиксированные тросы, это подбадривало. А так, глубокий снег, карнизы то там, то тут, страховаться проблематично. Я даже вспомнил наше замечательное приключение на Южной Шхаре с Антоном и Марусей, такие же гребни.


В районе Большого жандарма.

И вот, значит, ещё через полтора часа этой ерунды вылазим мы такие на вершину того самого Большого жандарма и понимаем, что дело — табак, вот она половина! Нужно заметить, что нас обоих давно уже посещала разумная мысль: «а ну его нафиг, нужно возвращаться!», но при помощи всяческих ухищрений мы её от себя отгоняли. А тут посмотрели назад и поняли, что спускаться по этому гребню нам уже совсем не хочется. Долго и опасно. В общем, на часах было 13:00, закат в 17:00, мы — посередине, и что там дальше — не понятно. Но делать нечего, нужно было собраться и изо всех сил пробиваться к вершине.
 

Выход на гребень после крутого взлёта.
Крутой длинный взлёт (к счастью, с тросами), острые зигзаги гребня, скалы, снег — четыре часа пролетели на одном дыхании, даже опомниться некогда было. Солнце висело низко, но мы уже топтали на крыше Эйгера. На вершину вползли на карачках ровно к закату. 

Финальный участок гребня.

Вершинное фото.

Полдела было сделано, теперь до наступления темноты нужно было спускаться как можно ниже. Хорошо, что описание спуска мы почитали заранее. По фирну в обход скал в сумерках дошли до 3800м, выкопали площадку на относительно ровном месте и поставили палатку. А тут и совсем стемнело, зато на небо выползла яркая луна.

Саша влез в палатку, и его серьёзно охватило горняшкой — лежит полчаса, не шевелится. Я даже забеспокоился. Мы были мокрые, одежда замерзала, за бортом почти вершина Эйгера и дубак. Спальник был у нас на двоих один и тот тонкий однослойный. В общем, абы что. Ситуацию спасло то, что Саша не растерялся и, используя технику ниндзя, резко избавился от горняхи, за каких-то пять минут. Это было самое быстрое избавление, которое я когда-либо видел. И самое брутальное :)

А дальше жизнь наладилась: заварили кисель, немного отогрелись и улеглись спать. Я завернулся в спасательное одеяло (блестящая плёнка такая, в аптечки кладут) и довольно комфортно додрожал до утра. Из-за того, что одежда была мокрой и всю ночь обильно испарялась, к утру в одеяле случился потоп. Досадно. Но близость наступавшего рассвета всё сглаживала.

Утро, справа Мёнх (4105м).

Спуск по западному склону.
Центральная часть северной стены.


За следующие четыре часа мы спустились по западному склону вниз к станции Айгер Глетчер, посидели на берегу озера, позавтракали и побежали вниз в Гриндельвальд на поезд.

Сушимся и завтракаем. В красном кружочке — место ночёвки.

P.S. Саша приехал домой и по мотивам этой вылазки сделал отличный spaghetti-action ролик :)


2 comments:

  1. Круто! Эйгер - отличная гора. Пройтись по тем местам, посмотреть на северную стену, повспоминать историю её освоения и отметить ключевые точки, а-а-а-а, по-доброму завидую! Надо было ещё ночью заснять видос, но, как я понял, было не со всем до того :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, могучая и разнообразная гора! С ночи есть видос, но он очень невнятный, без экшена, с монологами :) Смотреть можно в узком кругу.

      Delete