Saturday, August 9, 2014

Бернские Альпы. Подход с юга

Этот пост должен был быть про суровые восхождения в Бернских Альпах, про Эйгер и про четырёхтысячники. Но в связи с разными природными явлениями он будет в основном про ледник Алеч и про котиков (что, я считаю, тоже очень хорошо, а, может, даже и лучше).

Ну, и чтобы всё же не умалять наши альпинистские достижения, немного про Мёнх, на который мы таки влезли по самому простому гребню.

Несколько лет назад я с товарищами предпринял отчаянную попытку впереться по пояс в снегу на вершину Юнгфрау (4158м, высшую точку «бернской троицы»). Дело было в начале сезона, никто до нас туда не ходил уже много недель, и мы быстро поняли, что сражаться до конца нет смысла. Отступив в Мёнхскую хижину (Mönchsjochhütte), мы всю ночь боролись с горняшкой (шутка ли, без акклиматизации сразу на 3600м) и, задолбавшись, утром уехали на поезде вниз в Гриндельвальд. Тогда мы пришли к выводу, что соваться туда с севера по Железной дороге «Юнгфрау» стоит только с достаточной акклиматизацией и в сезон. А лучше вообще не соваться, потому что дорого и неспортивно.

В этом году в конце июля мы решили подойти к этой проблеме с другой стороны: с юга, через Алеч. Алеч — это невероятно длинный (~22 км) и полосатый ледник, самый большой в Альпах и, наверное, самый длинный из тех, что я до сих пор видел.

Стартовав в деревушке Фиш (Fiesch), мы поднялись на канатке до станции Fiescheralp (2200м) и под дождём в тумане пошли в сторону ледника. Тропа вначале петляла по альпийским лугам, потом нырнула в длинный и тёмный тоннель и вышла на поверхность около озёр Märjelen.

Возле Märjelensee.
Спуск к леднику.
У озёр мы съехали на попах по мокрым гладким скалам к языку ледника и удивились. Не то, что бы мы не ожидали увидеть столько трещин и вертикальных глыб льда, просто на гуглокартах всё выглядело гораздо ровнее. Побродив около часа в тумане среди этого безобразия, мы, наконец, вышли на вторую срединную морену, вдоль которой по леднику рванули на север.

Где-то в средней части Алеча.

Нужно сказать, что нам очень повезло, что туман стал постепенно редеть, и через некоторое время мы полностью вылезли из облаков. Иначе, даже и не знаю как бы мы нашли то место в скалах, где начинается 150-метровый подъём к хижине Конкордиа (Konkordiahütte, 2850м)

Несмотря на не очень хорошую погоду, в хижине оказалась куча людей. Но, к счастью, главный хижинщик выделил нам целую свободную комнату в зимней избушке. Всё было замечательно, только с жидкой водой было не очень (а снег топить не хотелось), поэтому мы её одалживали в туалете под значком «осторожно, непитьевая вода!», кипятили и без последствий употребляли.

Утром погода наладилась, мы посидели на крыльце избушки, пофоткались с котом, вылезшим снизу прямо из ледяной пучины, спустились назад на ледник и побежали наверх в сторону Юнгфрау.

Явление.
Конкордиаплатц - место слияния четырёх ледников (Aletschfirn, Jungfraufirn, Ewigschneefäld и Grüneggfirn).

Кисонька просит.

Солнце жарило со всех сторон, но крем лежал где-то далеко в рюкзаке, поэтому помазаться я решил уже ближе ко второй половине дня, когда мы добрались до Мёнхской хижины на 3650м, и от лица, как казалось, пошёл дым. Опыт - он приходит со временем, но не равномерно, в каких-то вопросах серьёзно отстаёт

Ледопад с Ewigschneefäld.
В верхней части ледника (Jungfraufirn).
Массив Юнгфрау
Передышка под южной стеной Мёнха, 3500м.

В Мёнхской хижине было меньше людей, меньше скидок членам DAV и меньше радости по отношению к нам. Наверное, потому что хижина частная, хотя странно. Хорошо хоть вода была жидкая (тоже из непитьевого крана). Вечером из местных СМИ мы узнали, что прогноз погоды на следующие четыре дня выглядит очень плохо: в первые полдня хорошо, а потом жуткий мрак и зима. Подумали над этим и улеглись спать в маленькой душной комнатушке.

Почти до утра Полина отважно боролась с наступающей горняшкой, но потом неожиданно победила и после скромного завтрака даже согласилась сводить нас с Сашей на Мёнх (4107м) по 2А. Окно хорошей погоды стремительно захлопывалось, поэтому пришлось двигаться быстро и одновременно: сначала по простым скалам, потом по снегу и острому гребню до вершины и назад.

Вид с начала маршрута на восток.
На вершине Мёнха, 4107м.

На подъём и спуск ушло 4 часа, что оказалось на 30% быстрее, чем написано в гайде. Такое, честно признаться, у меня до этого случалось редко.

Местами на гребне встречаются снежные карнизы.

На обратном пути.
Южная стена Мёнха, вид вниз с гребня.

Спустившись с маршрута, мы важные и довольные собой ушли обратно в хижину, где через окно наблюдали, как лето превращается в Новый год

Зима.
За окном валил снег, в хижине было пусто и душно, у меня противно ныла голова, и ничего не хотелось. Не выдержав этого, Саша взял палатку и ушёл жить на улицу под южный гребень Мёнха, туда, где стояли две палатки бродячих альпинистов из Страны Басков. Им там было так хорошо, что они и знать не знали про надвигающийся многодневный циклон. И когда Саша им всё-таки про это рассказал, они просто привели свою девушку в хижину, а сами ушли в метель.

К утру снега навалило по колено и продолжало сыпать. Прогноз говорил, что в следующие два дня выпадет ещё по 20см. Оценив все за и против, мы решили не зимовать и как можно быстрее валить вниз.

Откопав Сашину палатку и протропив до станции железной дороги Юнгфрауёх, мы уехали к подножию Эйгера, а оттуда 1.3 км по высоте рванули вниз в Гриндельвальд. А знаменитая Северная стена так в тот день из облаков и не вылезла, зараза. Ну ничего, в следующий раз.

Спуск от станции Eigergletscher в Grindelwald.
А вообще, места очень красивые. Пейзажи вдоль ледника Алеч (насколько нам удалось их разглядеть) больше напоминают горы Кавказа, а не густонаселённые Альпы. Маршрут на Мёнх по южному гребню (2А) очень приятный и довольно короткий, в самый раз для акклиматизации перед чем-нибудь более сложным в районе. Переход Fiescheralp – Konkordiahütte около 6 часов, а от Konkordiahütte до Mönchsjochhütte нам понадобилось часов 7 небыстрым темпом.

"А за сколько Ты доползёшь до Мёнхсйоххютте?"

4 comments:

1. Отлично, Дима:) Так здорово побродили)))

ReplyDelete
    Replies
    1. Ага, побродили очень позитивно. Только с погодой не угадали :)

Delete
  2. Молодцы, выжали максимум из того что было :-) И куча красивых кадров ещё в добавок.

ReplyDelete
    Replies
    1. Выжимали как могли :) Как минимум, котику завтрак понравился :)