Sunday, November 3, 2013

Гросглокнер. Осень в австрийских Альпах

Очередной короткометражный выезд в Альпы (предыдущие: Лаваредо, Арко, Селла) был посвящен Гросглокнеру (Großglockner, 3798м). Как уже повелось, приехали мы в горное село Кальс 31-го октября на общественном транспорте.

Южные склоны Glocknerwand (3722м) слева и Großglockner (3798м) справа.

В горах стояла осень, было пасмурно, но довольно тепло. У нас с Сашей Садовским был великий план и трое суток на то, чтобы сходить на вершину и вернуться назад.

В национальном парке Hohe Tauern под Гросглокнером.

В этот раз мы решили учиться ходить быстро и легко. И чтобы с чего-то начать, не взяли с собой почти ничего ненужного. Стартовали в час дня из Кальса (Kals, 1300м) в ущелье, которое показал пальцем местный дядька, и по дорогам пошли наверх.

Для любознательных бабушек.
Задачей было добраться засветло до хижины Штюдль (Stüdlhütte) на 2800м.

Туманит.

Шли по лесу через туман и к вечеру вышли под синее небо. 1.5 км высоты до хижины набрали за 3 часа 45 минут, что с учетом неакклиматизированности было неплохо.

Набор высоты.

Убегаем от тумана.
Верхняя часть ущелья.

Хижина Штюдль (точнее, её зимняя избушка) оказалась очень уютной: с печкой, лежаками, пледами и всем необходимым, чтоб выжить здесь как минимум до марта.

"Зимняя избушка" Штюдль.

В ней уже было несколько групп из Германии, Польши и Чехии, которые тоже собирались на Гросглокнер, но по другим маршрутам. Нашей целью был юго-западный гребень (Stüdlgrat) – популярный в народе маршрут ориентировочно 3А категории трудности.

На следующий день проснулись в 6:00, вышли в 7:00. Задачей было пройти гребень и засветло (т.е. до 17:00) вернуться в хижину.

Хижина Штюдль и её зимняя избушка, 2800м.
Перепад высоты от хижины до вершины – 1000м, из них по гребню (собственно маршрут) – примерно 500м.

Юго-западный гребень "Штюдль" идёт по границе солнца.
Первые 500м высоты осилили за полтора часа. А гребень пролезли за четыре с половиной и к 13:00 были на вершине.

Нижняя часть маршрута.

Маршрут оказался приятным, с большим количеством шлямбуров и металлических штырей для страховки. В нескольких местах провешен трос.

Вид куда-то на юго-восток.

Ключевые участки (небольшие стенки и внутренние углы) лезлись проще, чем неключевые, т.к. последние были обильно посыпаны недавно выпавшим снегом.

Стенки облазятся.
В средней части гребня.
Верхняя часть гребня.

В целом, очень неплохая “тройка”, особенно если ходить не в пик людности. Если сравнить, например, с гребнем "Хёрнли" на Маттерхорн, который по техническим характеристикам тоже III+, III/A0 на перилах, то по ощущениям лазание на юго-западном гребне Гросглокнера более приятное, а линия маршрута гораздо менее запутанная (но, наверное, в два с лишним раза короче).

Вид на юг.
На вершине.
На вершине встретили ребят, поднявшихся по северо-западному гребню, посмотрели по сторонам, пофоткались и повалили вниз по классическому маршруту (ориентировочно 1Б) траверсом через Кляйнглокнер (Kleinglockner, 3770м).

Спуск. На заднем плане Кляйнглокнер.

Спусковой кулуар.
Вид горы от хижины Erzherzog-Johann.

Спустившись с Кляйнглокнера, зашли в хижину Erzherzog-Johann-Hütte, где нашли чешку, оставленную тут своими собратьями за неуспеваемость (которые, похоже, тоже не успевали и долго не спускались с вершины). Посочувствовали ей и по виа феррате побежали вниз.

Между двумя ступенями виа ферраты.

По дороге вниз встретили новую группу поляков с могучими рюкзаками, идущую медленно, но верно наверх к загрустившей чешке.

А в 16:00 мы уже были в хижине Штюдль и пили чай. Рядом сидела еще одна новопришедшая группа поляков и волновалась по поводу ухудшающейся погоды. Через несколько часов, уже в темноте, в хижину ввалились ещё трое поляков, и я подумал, что это перебор поляки – великая альпинистская нация.

Впрочем, поляки не зря волновались по поводу погоды. С утра поднялся ветер, пошёл снег, и ситуацию спасало лишь то, что это безобразие не было видно сквозь плотный туман.

Мы помедитировали, собрали вещи и побежали вниз в долину.

Осень превращается в зиму.
А третьи сутки нам так и не понадобились. Вот что значит ходить быстро и не брать лишнего. Хотя, правду сказать, лишнее было: один спальник, два бура, два якоря, несколько пачек еды и поллитра коньяка (не знаю, как так получилось). Поэтому есть ещё над чем работать.

Национальный парк. А тут еще осень.

Легендарная деревня Хубен :) На этой скамейке мы провели много часов в ожидании автобусов.