Wednesday, August 8, 2012

Чапдара

Белый изрезанный склон тянулся далеко вниз, упираясь в мульду между острым скальным гребнем и ледником. От нее было несколько часов ходу, поэтому все мысли о том, что лучше возвратиться, не задерживались в голове. Сверху склон сжимался и уходил в темнеющее вечернее небо, оставляя лишь догадки о своей протяженности. Солнце уже зашло, и фиолетовая полоса застывших на месте облаков обвила далекий горизонт. Зубья кошек совсем неглубоко входили в замерзающий снег, разрозненными бороздами лежащий поверх ледяного панциря горы. 

Западные склоны вершины Чапдара, 5049м (фото Ольги Туровец, а/к Надир, г. Минск).
Когда совсем стемнело, мы были где-то посередине, между чернеющими внизу скалами и усыпанным звездами южным небом, прячущим на своем фоне заветную, почти нереальную линию, обозначающую конец подъема и отдых. Мысли о бивуаке постоянно штурмовали наши головы, но здесь, среди вертикального снега и льда, отдохнуть бы не получилось. И мы продолжали рубить ступени, крутить ледобуры, навешивая замерзшие веревки, и двигаться наверх. Фонари отлично освещали пространство настолько, насколько это было нужно для работы. Усиливающийся мороз почти не чувствовался, и полное отсутствие ветра придавало уверенности. А ведь ветер здесь, на пяти тысячах метров, с легкостью мог предопределить исход нашей затянувшейся вылазки. 

Но был полный штиль, работала шла слаженно и, насколько это возможно на той высоте, быстро. Конечно, высота и накопившаяся за последние две с половиной недели усталость настораживали. Две с половиной недели, за которые удалось почти полностью обойти два невероятно красивых, испещренных лазурными озерами ущелья и полдюжины раз влезть на перевал разделяющий их. А главное, четыре раза подняться на вершины. Маршруты в этих горах сразу показались нам технически сложными, сложнее чем их кавказские аналоги. Но справились, только усталость накопилась. Теперь нужно собраться с силами, чтобы выбраться из этой снежной бесконечности и отдохнуть.

Самые верхние участки склона самые сложные. Замерзшие буры не хотят вворачиваться в твердый лед. Несколько неуверенных метров вверх, и перед нами долгожданное «плато». Эти осыпные полки под вершиной кажутся бескрайними. Очень сильно хочется спать, но еще больше пить. Ставим палатку. А с утра пойдем на вершину. И сразу вниз, в долину, покрытую зеленой арчой, гремящими ручьями и ослиными тропами. А пока вокруг абсолютная тишина, и над головой бесконечное черное небо, пронизанное ярким рваным рукавом Млечного Пути.
 
*****
 
Вершина Чапдара (5049м, Памиро-Алай, Таджикистан)  - одна из основных альпинистских целей в Фанских горах. На вершину ведут около двадцати маршрутов, все 5-й и 6-й категорий трудности (фото с сайта fany.ru).

P.S. За эти три недели в Фанах было схожено:
 
пик Северный (4027м, 2Б по северному ребру), Алаудин (4134м, 4А по южному контрфорсу и 4Б по южной стене), Замок (5070м, 5А по западной стене), Чапдара (5049м, 5А по северному гребню).

Чапдара возвышается над долиной Алаудинских озер почти двухкилометровой северо-западной стеной (фото Ольги Ивлевой, а/к Восток, г. Владивосток).

No comments:

Post a Comment