Tuesday, June 12, 2012

Тре Чиме ди Лаваредо. «Желтый кант»

Случилось так, что конец прошедшей недели оказался относительно свободным, и мы с Сашей Садовским решили съездить в Доломиты. Вечером в среду на попутке (было решено экономить по максимуму) я приехал к Саше в Мюнхен, и с утра мы выдвинулись в Италию. Ехали на старом микроавтобусе с колоритной баварской семьей, которая взялась добросить нас до железнодорожной станции маленького южнотирольского городка Франценсфесте. Потом на поезде по долине Пустерталь через деревушку Брунек (где, кстати, живет один из сильнейших европейских альпинистов Кристоф Хайнц, автор множества экстремальных линий в Альпах, соло-восхождений и других сумашедших проектов по всему миру) и далее в Тоблах. Там мы запрыгнули в рейсовый автобус и через пятнадцать минут стояли на обочине дороги у поворота на Мисурину.

Поворот на Мисурину в Шлудербахе.
Начало июня в этих краях несезон, и общественный транспорт не ходит. Поэтому остаток пути до массива Тре Чиме ди Лаваредо, 14 км с набором высоты 900 м, мы пошли пешком.

Дорога Шлудербах - Мисурина.
Сначала по лесной горной дороге до поселка Мисурина и дальше 7 км по крутому серпантину и тропинкам к хижине Ауронцо на 2330 м. Шли быстро, и я пыхтел как паровоз.

В голове вертелась мысль, что спортсмен уровня Ули Штека с подобным рюкзаком вбежал бы сюда дыша только носом. Когда начало темнеть, мы промчались мимо хижины и стали на ночлег среди валунов под южными стенами Тре Чиме.

Вид от южных стен Тре Чиме на юг.
Нашей целью была великолепная линия ведущая вертикально вверх по отвесным желтым скалам трехсотметрового ребра вершины Чима Пиккола к ее предвершине (Античима, ~2800м). «Желтый кант», так называется этот маршрут, за почти восемдесят лет со дня первопрохождения Эмилио Комичи стал абсолютной классикой района, ежегодно притягивающей к себе сотни альпинистов.

Посередине Чима Пиккола, 2857м и ее "Желтый кант".
Из-за этого в хорошую погоду в сезон здесь легко попасть в «пробку». Сезон, хорошая погода, отсутствие «пробок» — из этой тройки здесь, пожалуй, можно рассчитывать только на пару.

Начало маршрута у таблички "Bist du am Berg oder im Tal der Tod findet dich überall".

Утром, быстро собравшись, мы подошли к желтой стене, посмотрели наверх, поудивлялись и полезли. Несмотря на несезон на маршруте мы оказались не одни: перед нами работала связка австрийцев, а за нами шли двое итальянцев. Австрийцы не спешили, и время от времени мы упирались им в хвост.

Первая веревка маршрута, V+. Саша и австриец на стене (слева). Нависающий неспешащий австриец (справа).

После первых двух веревок сложного лазания по ребру маршрут выходит на простые но разрушенные скалы восточной стены и через сотню метров подъема вновь выворачивает к ребру.

В конце второй веревки, VI-.
Светило солнце, внизу летали редкие облака, и маршрут доставлял одно удовольствие.

В середине маршрута, IV.

На ключевой веревке, представляющей собой слегка нависающий внутренний угол, погода испортилась, и пошел дождь, который не прекращался до самой вершины.

Станция на ребре после траверса в конце седьмой веревки.
Австрийская связка ускорилась и успела проскочить верхнюю треть маршрута по сухим скалам.

Относительно несложные скалы после ключа, V+.
А мы с Сашей поджимаемые снизу итальянцами с сильно упавшей скоростью скользили вверх по мокрым доломитам.

На вершине Античима (слева). Траверс на седьмой веревке, IV (справа).

Добравшись до вершины Античимы и спустившись к седлу под дождем и в уплотняющемся тумане, мы решили не геройствовать и не подниматься на Чиму, тем более, что классическая линия маршрута уже вроде как закончилась.

Последняя веревка маршрута, участок III к.тр.
На вершине Античимы (2800м).
Вершина Чима Пиккола (2857м) в тумане.
Несколькими длинными дюльферами вслед за австрийцами и итальянцами мы спустились на перемычку между Чима Пиккола и Чима Гранде, и в скальниках по довольно глубокому снегу поскользили вниз.

Через полчаса поставили палатку и заварили чай. Сквозь туман пытались рассмотреть силует «Желтого канта», не вышло. Погода испортилась окончательно.

На следующий день до обеда выжидали когда закончится дождь, но так и не дождавшись пошли ходить вокруг массива Тре Чиме. Хижины Лаваредо и Тре Чимы (Антонио Локателли) были закрыты, люди встречались крайне редко.

Под прекращающимися и снова начинающимися дождиками походили под северными стенами Чима Гранде и Чима Овесте, посмотрели наверх и прониклись духом этих легендарных альпийских вертикалей.

Одни из самых известных карнизов Альп. Нависания на северной стене Чима Овесте (пройденные в 2001г. Александром Хубером свободным лазанием 8с, X+/XI-).

Обошли массив Лаваредо с запада, посидели в только что начавшей свою сезонную работу горной хижине-ресторанчике обслуживаемой молодыми парнем и девушкой (оказавшимися братом и сестрой) и говорящими на сильном южнотирольском диалекте.

Все это время западная сторона массива была освещена солнцем, в то время как над востоком клубились густые дождевые облака поднимающиеся с перевала Патернзаттел.

К вечеру вернулись к палатке под закутанные туманом южные стены Лаваредо.

На следующее утро собрали вещи, в непродолжительных лучах солнца полюбовались линией «Желтого канта».

На дороге между хижинами Ауронцо и Лаваредо.
Слева направо: Чима Пиккола (2857м), Пунта Фрида(2792м) и Торре Пройс (2700м).
И подгоняемые снова собирающимся дождем побежали вниз по серпантину и тропинкам в Мисурину, а оттуда в Шлудербах на автобус.

Примечание. Маршрут «Желтый кант» (Чима Пиккола по южному ребру), (VI+ / VI- A0). Протяженность 380м, перепад высот 330м. Время до вершины: 6-8 часов (нам понадобилось около 11 часов на подъем и спуск).

Линия маршрута. По веревкам (сложность на основе гайда издательства Versante Sud 2009г.): V+, VI-, IV+, III+, V-, IV, IV, V+, VI+ (VI- A0), V+, V, V+, V.
На ключевых веревках достаточно плотно пробит старыми крюками, в остальном нелишним будет набор камалотов (0.4 - 2).

Пример станции на старых крюках в конце первой веревки.
P.S. Ставить палатки в районе запрещено за исключением высокогорных бивуаков (вынужденных остановок на ночь). Поэтому пример с нас брать не стоит, по слухам это может закончиться штрафом, особенно в сезон. В любом случае, если вы вдруг решили жить в палатке, то лучше это делать не на виду у людей и на день палатку прятать. Ну и, конечно, убирайте за собой все следы вашего там пребывания.

Еще интересное:

По поводу классификации и внесения "Желтого канта" в классификатор ФАР в свое время на risk.ru имела место быть любопытная история.
Видео про визит в Тре Чиме ди Лаваредо прошлым летом.

Фото: Дима Глиндзич, Саша Садовский

4 comments:

1. Круто! Сложно не завидовать возможности на выходные съездить в горы :)

ReplyDelete
    Replies
    1. Ну, эта возможность довольно сильно ограничена, очень много не наездишься. Сам помнишь сколько возьни было с Маттерхорном. Хотя, конечно, не сравнить с поездками на Кавказ.

Delete
  2. О, наконец-то Димон завел бложик!